Роман Новиков: «Без развитой дорожной сети невозможно функционирование ни одного современного государства»

17.09.2021
Глава Росавтодора рассказал о результатах функционирования дорожной отрасли за последние пять лет и влиянии пандемии коронавируса на объемы дорожного строительства.

В сентябре в нашей стране пройдут выборы в Государственную Думу. Седьмой созыв, избранный в 2016 году, свою работу завершил. И сейчас многие ведомства подводят итоги работы за последние пять лет, ведь не секрет, что результаты во многом зависят от законодательных инициатив. Как у Росавтодора складывается это взаимодействие?

Без развитой дорожной сети невозможно функционирование ни одного современного государства. И положительных результатов невозможно достичь без поддержки руководства страны.

Росавтодор конструктивно взаимодействовал с Государственной Думой седьмого созыва, депутаты неоднократно оказывали помощь в решении вопросов, связанных с развитием дорожной отрасли. Так, за последние пять лет большая работа проведена по упрощению процедур нормативного регулирования. Принят «транспортный закон», который позволяет в среднем на 1,5 года сократить сроки строительства. Упрощен порядок строительства сельских дорог. Только в 2020 году принято более 100 знаковых поправок для строительной отрасли.

В период работы седьмого созыва законодательным органом также приняты важные законодательные акты в части тяжеловесного транспорта и безопасности дорожного движения, которые способствуют сохранности дорог, повышению пропускной способности и уменьшению количества пробок.

Проделана огромная совместная работа, и мы благодарны за нее всем без исключения фракциям. Но по-другому и не могло быть — ведь и у нас, и у депутатов цель одна: удовлетворить все потребности наших граждан, в нашем случае всех тех, кто передвигается по дорогам. Необходимо учитывать интересы всех: и бизнеса, и просто путешествующих, и тех, кто живет вблизи автодорог.

Роман Витальевич, не раз отмечалось, что дорожное хозяйство продолжает оставаться драйвером транспортной отрасли и государственной экономики. Каковы все же ключевые достижения Росавтодора за последние пять лет?

Сеть автомобильных дорог нашей страны сегодня составляет 1,5 млн км, из которых 61 тысяча км — автомобильные дороги федерального значения. При этом на сети федеральных трасс доля участков, соответствующих нормативным требованиям, устойчиво растет.

За последние пять лет протяженность автомобильных дорог федерального значения увеличилась более чем на 16 %. На автомобильных дорогах, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства, построены и реконструированы участки общей протяженностью порядка 1,5 тысяч км, отремонтировано 47 тысяч км.

В период с 2016 по 2021 год на строительство и реконструкцию федеральных трасс было выделено 895,7 млрд рублей, на дорожно-эксплуатационные работы — 1,7 трлн рублей, на предоставление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации — почти 1,1 трлн рублей. Это колоссальные средства, которые позволили дорожникам решить все намеченные задачи.

Среди введенных за последнюю пятилетку в эксплуатацию объектов — участок трассы М-9 «Балтия» от МКАДа до Московского большого кольца в Московской области, участки подъезда к Мурманску, тоннель на автомобильной дороге Алагир – Нижний Зарамаг до границы с Грузией в Республике Северная Осетия — Алания, участки реконструкции трассы А-181 «Скандинавия» — от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией. Ликвидированы грунтовые разрывы на автомобильной дороге Р-215 в Республике Калмыкии, построено несколько этапов обхода Гудермеса в Чеченской Республике, мостовой переход через р. Самур через азербайджано-российскую государственную границу. Масштабные работы проведены по строительству участков и транспортных развязок на автомобильной дороге Новороссийск – Керчь, включая подъезд от этой автомобильной дороги к сухогрузному району морского порта Тамань. Реконструирован Южный подъезд к Ростову-на-Дону. Весь мир наблюдал за стройкой века — возведением Крымского моста. Это лишь некоторые проекты последних лет.
Важно, что за всеми ними стоят люди.

Южный подъезд к г. Ростову-на-Дону.jpg

Крымский мост.jpg

Это важный тезис. А кто такой современный дорожник, Роман Витальевич?

 В первую очередь профессионал. Сегодня в мире нет таких технологий, которые не применялись бы в дорожном хозяйстве нашей страны. Мы имеем опыт, необходимый потенциал и ресурсы для реализации самых сложных проектов.

Как говорится, кадры решают всё. И такие кадры у нас есть — квалифицированные представители всех дорожных профессий. И что немаловажно, у нас выстроена система обучения и повышения квалификации специалистов — собственная школа, которая уже, на мой взгляд, доказала свою эффективность.

1 (10) 111.jpg


а -260 11.jpg


В 2020 году беспрецедентным масштабным вызовом как для мировой, так и для отечественной экономики стало распространение новой коронавирусной инфекции. Насколько сложно дорожникам сегодня вернуться к темпам последней пятилетки?

Действительно, пандемия коронавирусной инфекции стала настоящей бедой, в том числе и для России. Однако дорожники свою работу не останавливали ни на день. Наоборот, развитие транспортного строительства в регионах стало одной из ключевых антикризисных мер, которая позволила сохранить занятость людей и обеспечивать оплату их труда.

Несмотря на трудности, в 2020 году после реконструкции и строительства введены в эксплуатацию 657,5 км федеральных автодорог. Это один из самых высоких показателей за последние годы. При этом 140 км дорог расширены с двух до четырех полос. В 2021–2022 годах предусмотрено дальнейшее доведение дорог II категории до четырех полос движения на протяжении более 350 км. Отремонтировано 7 775 км.

По региональной сети построено и реконструировано 1 700 км, отремонтировано 16 тысяч км.

Федеральная поддержка регионов в 2020 году выросла на 32 % по сравнению с 2019 годом и составила более 250 млрд рублей. Общий объем финансирования дорожной отрасли составил 2 188 млрд рублей. Из них 948 млрд рублей — федеральные средства. Отмечу, что за последние пять лет объем средств, направляемых на ремонт и содержание федеральных дорог, вырос более чем на 100 млрд рублей. Если в 2016 году на эти цели было направлено 222,9 млрд, то в 2020 году — уже 324,9 млрд.

Выполнены показатели нацпроекта «Безопасные качественные дороги», в том числе по снижению смертности на дорогах.

За два года реализации проекта «Дорожная сеть» в российских регионах удалось привести в нормативное состояние более 32 тысяч км региональных трасс и городских магистралей. Еще порядка 16 тысяч км отремонтируют, реконструируют и построят в текущем году.

Ключевая цель национального проекта — повышение качества жизни населения, поэтому особое внимание уделяется восстановлению дорог, ведущих к социально значимым объектам. Так, в течение двух лет дорожно-строительные работы проводились на 800 участках дорог, ведущих к медицинским учреждениям, еще 400 отремонтируют в этом году. В 2019–2020 годах обновлено 1 400 улиц, ведущих к детским образовательным и досуговым учреждениям. В текущем году в планы работ включены еще 780 таких объектов.

Таким образом, за три года реализации нацпроекта общая площадь укладки дорожного покрытия составит 400 млн кв. м. Эта цифра больше, чем территория ряда европейских государств.

Как известно, с 2021 года в проект вошли и федеральные трассы. Придание такого — национального — статуса можно считать показателем высокой оценки труда дорожников руководством страны. Но это как доверие, так и большая ответственность. Поэтому темпы нам нужно только наращивать.


22-07-2021-Белгород (1) 111.JPG


20-08-2021-ЦКАД 11.jpg

Роман Витальевич, Ваш стаж в отрасли уже перешел отметку в 20 лет. И сегодня Вы возглавляете ведомство, которое отвечает за все дорожное хозяйство страны. Вам кажутся очевидными достижения, о которых говорили выше?

В моей профессиональной практике было много дорог. Но всегда я руководствовался тем, что все, что мы делаем, — для людей. Я представляю, чего они ждут от нашей работы, ведь, как и многие, являюсь автомобилистом.

Одна из серьезных вех моей биографии, как известно, Крымский мост. И запуск в мае 2018 года движения по нему, пожалуй, один из самых трепетных моментов. Только за первые сутки по сооружению через Керченский пролив проехали более 20 тысяч машин. Его ждал я, более 14 тысяч инженеров и рабочих, которые в пиковые периоды трудились над его строительством одновременно, миллионы наших соотечественников, которые теперь с радостью и легкостью выбирают для своего отдыха Крым.

Как все помнят, 19 км автодорожной части возвели меньше чем за 2,5 года и сдали на 7 месяцев раньше указанного в графике срока. Горжусь тем, что был непосредственным участником этой стройки и помог сделать чье-то путешествие более комфортным.

С уверенностью могу сказать, что сегодня мы строим и ремонтируем много. И каждый дорожник чувствует, что трудится не зря: очень много положительных отзывов и приятных пожеланий в наш адрес. Есть и конструктивная критика, за которую мы также благодарны. Замечания и предложения помогают совершенствоваться. Именно поэтому и я, и мои заместители, не говоря уже о сотрудниках подведомственных Росавтодору учреждений, очень часто выезжаем на объекты — увидеть своими глазами, что происходит на стройках. Именно поэтому последние пять лет усилили присутствие Росавтодора в социальных сетях: там развернута эффективная коммуникация, которая тоже позволяет нам со стороны увидеть свою работу.

К сожалению, невозможно за один день отремонтировать все дороги и построить тысячи километров новых. Но то, что наша работа нужна, мы знаем и стараемся делать ее хорошо.

Возвращаясь к взаимодействию с Государственной Думой и выбором нового ее созыва: будете ли Вы голосовать и чего ждете от нового состава депутатского корпуса, что ему пожелаете в работе?

Голосовать пойду однозначно. Действительно, считаю это своим гражданским долгом по нескольким причинам. Я — государственный служащий, руководитель ведомства, отвечающий за эффективное развитие в нашей стране дорожного хозяйства. Я с уважением и благодарностью отношусь к работе депутатов, у которых со мной, как я уже выше говорил, одна цель — благополучие граждан. Во многом благодаря инициативам депутатского корпуса дорожникам удается выполнять все поставленные перед ними задачи. Впереди нас всех ждут еще более масштабные проекты, направленные на реализацию национальных целей, поэтому говорить о том, что следующая пятилетка будет проще, не следует. Впереди много работы, которая будет невозможна без конструктивного взаимодействия с новым созывом Госдумы. Только так дорожному хозяйству страны, как, впрочем, любой другой отрасли, можно придать новый импульс развития.

Коллегам-депутатам я пожелаю вдохновения, сил и поддержки, а дорожникам — побольше работы, интересных и значимых проектов. Это залог востребованности, новых рабочих мест, а значит, благополучия.